Прокуратура Усть-Таркского района информирует

Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств
Одной из актуальных проблем современного общества остается высокий уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных на территории Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации № 3 – ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах» свободный оборот наркотических средств, психотропных веществ, а также их прекурсоров запрещен, а в отдельных случаях ограничен в установленном законом порядке, на всей территории страны.
За совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков предусмотрена уголовная ответственность.
Среди множества зарегистрированных деяний особое место занимает контрабанда наркотических средств.
Так, статьей 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации наркотических средств или иных запрещенных веществ и растений их содержащих.
Их перемещение через таможенную или государственную границу предполагает ввоз или вывоз любым способом, если оно осуществляется вне установленных мест или с сокрытием от таможенного контроля.
Контрабанда наркотических средств и запрещенных веществ является оконченным преступлением как с момента фактического пересечения через таможенную границу, как и представления таможенному органу недостоверной декларации либо иного документа, допускающего их ввоз на таможенную территорию или вывоз из нее.
Если при совершении контрабанды лицо использует подделанный им же официальный документ, его действия квалифицируются как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 327 и 229.1 УК РФ.
Следует обратить внимание, что получатель международного почтового отправления, содержащего наркотики или иные запрещенные вещества, также подлежит уголовной ответственности как соисполнитель контрабанды, если он приискал, оплатил и предусмотрел способы его получения.
Уголовный закон за совершение контрабанды запрещенных веществ в качестве основного наказания предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. В качестве дополнительных наказаний могут быть назначены штраф в размере до 1 миллиона рублей и ограничение свободы на срок до 2 лет. Более строгая ответственность, влекущая назначение наказания в виде лишения свободы сроком до 20 лет, наступает при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных частями 2 – 4 статьи 229.1 УК РФ, в частности, за совершение контрабанды в крупном и особо крупном размерах или в составе организованной группы.
Ответственность за совершение преступлений в сфере информационных технологий
Преступления в сфере информационных технологий включают в себя такие преступления, как:
- распространение вредоносных вирусов,
- взлом паролей,
- кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов,
- распространение противоправной информации (материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.)
через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем.
В российском уголовном законодательстве разделение таких преступлений на определенные группы (составы) отражено в ряде глав Уголовного кодекса РФ.
Так, глава 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации» содержит статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ).
В статье 272 УК РФ уголовное наказание предусмотрено за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации. Под блокированием следует понимать ограничение доступа к информации иным лицам без ее удаления; под модификацией - любое изменение информации; под копированием следует понимать создание копии информации на внешнем носителе или ином компьютере.
Санкция ч. 1 ст. 272 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, ч. 2 ст. 272 УК РФ - максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет, ч. 3 ст. 272 УК РФ - максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, ч. 4 ст. 272 УК РФ - максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
В статье 273 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации (обычно называемых вирусами), максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет предусмотрено ч.3 указанной статьи.
В статье 274 УК РФ уголовная ответственность установлена за нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей. Указанные правила представляют собой обязательные к соблюдению технические правила, разработанные изготовителями оборудования, разработчиками программ, службами, обслуживающими оборудование, а также уполномоченными государственными органами, и наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.
Помимо статей 272 – 274 УК РФ, уголовная ответственность за совершение преступлений непосредственно с использованием информационных технологий установлена, в частности, в статье 159.6 УК Р
«Мошенничество в сфере компьютерной информации», в статье 159.3 УК РФ «Мошенничество с использованием платежных карт».
Также действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») – п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ.
Ответственность несовершеннолетних за табакокурение
Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о том, что подростки не всегда серьёзно относятся к запретам, перечисленным в законах.
Ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах установлена ст. 6.24 КоАП РФ, за совершение данного правонарушения предусмотрено наказание от административного штрафа от 500 рублей до 1 500 рублей, а за курение на детских площадках наказание увеличится и составит от 2 до 3 тысяч рублей.
Кроме того, законодатель предусмотрел ответственность взрослого человека за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотисодержащей продукции, там штраф составляет от 1000 рублей до 3 000 рублей.
За курение:
- на территориях и в помещениях, в которых оказываются образовательные услуги (школы, вузы, детсады);
- на территории, где оказываются услуги в области физкультуры и спорта (залы, стадионы);
- в больницах; санаториях и прочих учреждениях, в которых оказываются курортные услуги;
- на транспорте (от самолетов до автобусов); вокзалах, портах, станциях метро, а также территориях, расположенных ближе 15 метров от входов на транспортные объекты;
- в социальных службах;
- органах государственной власти и местного самоуправления, рабочих помещениях, лифтах и подъездах многоквартирных домов, автозаправочных станциях придется заплатить штраф от 500 до 1000 рублей.
Определены размеры штрафов за спонсорство, рекламу табака, стимулирование его продажи, демонстрацию курения с телеэкрана, нарушение правил продажи табачных изделий.
В частности, за продажу табака несовершеннолетнему продавца оштрафуют на 3000 -5000 тыс. руб., должностных лиц - на 30-50 тыс. руб., организации - на 100-150 тыс. руб.
Электронные сигареты сравнительно недавно вошли в российскую жизнь, и поэтому законодательство еще не успело на них адекватно среагировать. С одной стороны, их не могут приравнять к табачным изделиям, поскольку табака в них нет вообще. С другой, большинство жидкостей так или иначе содержат никотин, который запрещен несовершеннолетним. В любом случае, закон в отношении электронных сигарет пока молчит.
Фактически, несовершеннолетнему ничего не грозит за парение — только порицание взрослых или выговор. Однако на учет за это поставить не могут, равно как и выписать штраф за курение электронных сигарет. Тем не менее, жидкости с содержанием никотина продаются только совершеннолетним гражданам.
В любом случае, употребление электронных сигарет несовершеннолетними сегодня контролирует не государство, а родители и сами подростки.
Ответственность несовершеннолетних за употребление спиртных напитков
За употребление несовершеннолетними алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность: по ст.ст. 20.20 (распитие пива и алкогольных напитков в образовательных организациях), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 20.22 (появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии алкогольного опьянения, распитие ими пива и алкогольной продукции в общественных местах) КоАП РФ.
При этом по ст. 20.22 КоАП РФ ответственность будет нести родитель (законный представитель) несовершеннолетнего лица, так как административная ответственность наступает с 16-летнего возраста.
По общему правилу совершеннолетие обусловлено достижением физическим лицом восемнадцатилетнего возраста, однако в качестве проступка квалифицируется появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет.
К несовершеннолетним относятся также и малолетние, не достигшие 14 лет.
Состояние опьянения может быть обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, включая и ее суррогаты (этиловый денатурированный спирт, растворы, эмульсии, суспензии и др.), наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
К пребывающим в состоянии опьянения относятся также лица, испытывающие патологические последствия алкогольного или наркотического опьянения, например находящиеся в состоянии алкогольной зависимости (абстинентный синдром); однако в любом случае состояние опьянения обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ независимо от времени их потребления.
К субъектам указанных административных правонарушений относятся совершеннолетние граждане, а также несовершеннолетние граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста; совершение рассматриваемого проступка несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируется по ст. 20.22 КоАП.
Распитие несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление им наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ считается завершенным в момент начала их потребления.
Для квалификации данного правонарушения не имеет значения наступление физических последствий распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления одурманивающих веществ (релаксации, транквилизирующего воздействия и иных).
Статьей 20.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за следующие противоправные действия несовершеннолетних лиц:
а) появление указанных лиц (лица) в состоянии опьянения в общественном месте;
б) распитие данным лицом (лицами) алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественном месте;
в) потребление несовершеннолетним лицом (лицами) одурманивающих веществ в общественном месте.
Несовершеннолетнее лицо, совершившее любое из указанных противоправных действий, не подлежит административной ответственности в том случае, если к моменту их совершения достигло возраста 16 лет.
Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего.
По смыслу закона лицо, на которое возложена обязанность по обучению и воспитанию несовершеннолетнего, не является субъектом рассматриваемых административных правонарушений.
Действия по вовлечению несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, квалифицируются по ч. 2 ст. 6.10 КоАП. Сам факт потребления несовершеннолетними одурманивающих веществ содержит признаки правонарушения.
При выявлении признаков умышленных действий родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, вовлекающих последнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, деяние может быть квалифицировано как преступление (ст. 151 УК).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, рассматриваются районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Продавец обязан выяснить наличие прав третьих лиц на товар. Изготовитель некачественного товара должен возместить проценты по кредиту на его покупку. Непредставление автомобиля на осмотр не лишает права на возмещение по ОСАГО
На эти вопросы дал разъяснение президиум Верховного суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2022)
Так, продавец обязан узнать и предупредить покупателя о наличии прав третьих лиц на товар (например, о залоге). Ссылка на то, что такая информация общедоступна и потребитель обязан проявить должную осмотрительность, не поможет.
Покупатель некачественного товара вправе потребовать от изготовителя вернуть проценты по кредиту на покупку этого товара.
Если покупатель вернул товар надлежащего качества, купленный дистанционным способом, а продавец несвоевременно вернул оплату, неустойку по Закону о защите прав потребителей взыскать нельзя. То же правило действует при отказе потребителя от услуги надлежащего качества.
Закон о защите прав потребителей может распространяться на маркетинговые программы, например при доведении до потребителей недостоверной информации о порядке начисления бонусных баллов.
Объем убытков из-за утраты имущества потребителя по вине исполнителя нельзя ограничить суммой, в которую это имущество оценил сам потребитель.
Экспедитора не освободят от ответственности, если груз был доставлен, но получен неуполномоченным лицом по поддельным документам.
Ни название договора, ни назначение земельного участка не имеют решающего значения при решении вопроса о том, является ли потребителем гражданин, купивший апартаменты.
Застройщик будет отвечать по Закону о защите прав потребителей, если не исполнит условия соглашения о расторжении ДДУ с гражданином-потребителем.
За незаконное отключение электричества в квартире гражданин может взыскать штраф по Закону о защите прав потребителей.
Отдельно Президиум ВС РФ обобщил практику по спорам в сфере финансовых услуг:
не нужна лицензия на банковскую деятельность, чтобы приобрести у банка-банкрота на торгах право требования по потребительскому кредиту;
нельзя рассматривать погашение кредита через банкомат в качестве согласия на предложенное банком повышение ставки по кредиту;
страховая компания не может отказать в возмещении по ОСАГО из-за непредставления автомобиля на осмотр или его самостоятельного ремонта, если можно достоверно установить факт страхового случая и размер убытков. В частности, эти обстоятельства могут подтвердить административные материалы и заключение судебной экспертизы;
страховая компания может заявить требование к виновнику ДТП в порядке регресса в течение 3 лет с момента выплаты страховой компанией потерпевшего возмещения последнему. Расчеты между компаниями на течение срока исковой давности не влияют;
заявить о несоблюдении потребителем досудебного порядка нужно исключительно в первой инстанции. В апелляции этот довод поможет лишь в случае, если дело рассматривается по правилам первой инстанции. К сходному выводу ранее приходили Пленум и Президиум ВС РФ;
досудебный порядок считается соблюденным, если финансовый омбудсмен прекратил рассмотрение обращения потребителя по причинам, не связанным с поведением последнего. При возникновении спора и несогласии потребителя с омбудсменом суд должен проверить обоснованность такого прекращения.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МОБИЛИЗОВАННЫХ ЛИЦ ПРОДЛЕНЫ СРОКИ УПЛАТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ
Для граждан, призванных в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы России, Правительством РФ продлены сроки уплаты имущественных налогов.
Так, направленное в 2022 году мобилизованному лицу налоговое уведомление, не оплаченное до 1 декабря 2022 года включительно, исполнять не требуется. Задолженность по указанным в нем транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество физических лиц не возникает.
Новое налоговое уведомление за истекший до 2022 года период владения налогооблагаемым имуществом будет направлено мобилизованному после получения налоговым органом информации о его увольнении с военной службы.
Оплачивать указанные в уведомлении налоги необходимо не позднее 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения такого лица с военной службы по основаниям, установленным Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647. При этом оплатить налоги можно равными частями ежемесячно по 1/6 от общей суммы либо в общеустановленном порядке.
Увеличиваются и сроки уплаты транспортного и земельного налогов, налога на имущество организаций и авансовых платежей по ним для компаний, в которых мобилизованное лицо на дату призыва является единственным учредителем (участником) и одновременно выполняет функции единоличного исполнительного органа. Если сроки уплаты налогов организации приходятся на период прохождения мобилизованным лицом военной службы, то они также уплачиваются не позднее 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения такого лица с военной службы по основаниям, установленным Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647.
Для применения перечисленных мер поддержки мобилизованным лицам не требуется обращаться в налоговые органы, так как сведения о них будут поступать в рамках межведомственного информационного взаимодействия Минобороны России и ФНС России.
Доходы граждан, призванных по мобилизации на военную службу, не будут учитываться при оценке нуждаемости их семей для получения мер социальной поддержки
Постановление Правительства РФ от 29.10.2022 N 1933 "Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации" в частности, устанавливает особенности расчета среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи в случаях, когда рассчитанная величина меньше прожиточного минимума на человека в соответствующем субъекте РФ.
Назначение мер социальной поддержки, а также оказание государственной социальной помощи на основании соцконтракта с учетом установленных особенностей осуществляется сроком на 6 месяцев.
Документы (сведения), необходимые для подтверждения факта призыва на военную службу по мобилизации, представляются заявителем самостоятельно.